Цзин и ци

Цзин и ци в традиционной китайской медицине и философии

Уже, наверное, нет в России человека, который бы не слышал о «мистической энергии ци» (её еще называют «жизненной силой»). Достаточно набрать в Гугле слово «ци», чтобы окунуться в поток околоэзотерического бреда, заполонившего Россию. Причем, все ссылаются на какую-то «китайскую философию», которая далеко не всегда имеет отношение к тому, что написано на страницах этих порталов. Называть ци энергией, как ее часто называют на западе, можно только очень и очень упрощенно. Впрочем, сами китайские врачи её так и стали называть изначально, когда столкнулись с тем, что у них никак не получалось донести до европейцев, что же они имеют в виду. В этой статье я постараюсь рассказать максимально приближенно к источникам о том, что же такое ци и цзин в китайской философии и медицине. Предвижу недовольство различного рода «гуру» и прочих личностей, которым такой здравый подход к этим понятиям доставит изрядную дозу butthurt'а.

Цзин и ци как философская концепция

Цзин (精, jīng) и ци (气, qì) являются концепциями, на которых основывается вся система знаний традиционной китайской медицины (ТКМ). Первые упоминания о цзин и ци появляются в «Книге перемен» (周易, zhōuyì) и в «Письменах Мастера Гуаня: Учение о Воде и Земле» (管子, guǎnzi).

В «Книге Перемен» говорится: «Вещи состоят из цзин и ци».

В «Письменах Мастера Гуаня»: «Земля является источником всех вещей, основа рождения и развития всех вещей... А зачем же тогда Вода? Она так же источник всех вещей и храм предков для всех живых существ... Человек подобен воде, когда мужские и женские цзин и ци соединяются, то вода принимает форму».

Это самые первые упоминания о цзин и ци. Они довольно туманны, ощущается разница в нашем образе мышления. Однако идеи о цзин и ци, высказанные в «Учении о Воде и Земле» получили свое развитие в более поздних трудах. Например, в труде «Хуэй Наньцзы: Обучение астрономии» написано:

«Вселенная рождает Ци, Ци имеет разделение (предел). Чистая янская возносится и становится небом, тяжелая и грубая затвердевает и образует землю... Соединяясь, Инь и Ян образуют множество вещей».

Вышеприведенные цитаты иллюстрируют собой философское понимание феномена ци как того, из чего состоит вся Вселенная, т.е. выдвигается «концепция ци как единого источника». Согласно изложенной в трактатах о мироустройстве точке зрения, все в мире имеет единую природу, он весь состоит из ци, просто она находится в разных состояниях. Когда ци сгущается, она принимает форму и становится видимой, когда форма разрушается, то ци опять рассеивается. Но при этом она никуда не исчезает, она просто переходит в другое состояние.

Однако, стоит отметить, что хотя Ци и образует множество вещей, Ци не является причиной возникновения Вселенной. Самым глубинным уровнем называют Дао (道, dào). Словами «Дао Дэ Цзина»: «Дао родило единицу, единица родила двойку, двойка родила тройку, тройка породила множество вещей». Под единицей понимается ци, двойка это Инь-Ян, а тройка – триединство Небо-Человек-Земля.

Триединство человека, неба и земли

В философии разницы между цзин и ци нет, часто их употребляют вместе или используют одно из них в зависимости от трактата. Есть некое унифицированное определение ци, которое и используется, когда говорят о нём:

«Ци это бесформенная, видимая глазу, находящаяся в постоянном движении наименьшая материальная частица, которая является источником образования всех вещей во Вселенной.»

Заметьте, ци — это «материя», а не энергия, о которой так любят порассуждать всякие «эзотерики», ссылающиеся на китайскую медицину и обзывая ци энергией. Это сильно упрощенное понимание природы ци, которое рождает огромное количество неверных выводов у адептов подобного мировоззрения.

Говоря о бесформенности ци как таковой, стоит еще раз сказать, что сгущаясь, она способна принимать форму. И при разрушении формы ци возвращается в бесформенное состояние. Помимо бесформенности, ци обладает еще двумя неотъемлемыми качествами: постоянным движением Ци Цзи (气机, qìjī) и способностью к трансформации-превращению Ци Хуа (气化, qìhuà).

Ци Цзи бывает четырех видов: Поднятие-опускание (升降, shēngjiàng) и рассеивание-собирание (出入,chūrù).

«Трактат Желтого Императора о Внутреннем» поясняет: «Посредством поднятия-опускания, собирания-рассеивания [ци] заполняет собой все вокруг (нет формы, где бы она не присутствовала)». Еще одно важное свойство ци, следующее из постоянного движения – вездесущесть, т.е. ци есть везде.

Превращение Ци включает в себя четыре вида:

  • Ци-форма: Обретение и разрушение формы;
  • Форма-форма: Изменение качества формы (например, лед-вода);
  • Ци-ци: Изменение качества Ци;
  • Собственные изменение в форме (например, рост дерева).

Благодаря всем вышеперечисленным свойствам, ци выступает своего рода медиатором, связывая все между собой, даже то, что разделено между собой разными формами.

Вот, коротко, что касается Ци как философского понятия.

Цзин и ци в медицине

Понимание цзин и ци в ТКМ отличается от философского тем, что, во-первых, в медицине это два отличных понятия. Во-вторых, в ТКМ, как правило, подразумеваются лишь ци и цзин, не являющиеся твердой материей, той, что мы привыкли называть собственно материей (ведь с философской точки зрения все состоит из ци, включая и твердые тела).

Насчет того, что же такое ци и цзин в плане ее физического проявления в теле трудно сказать, западной науке это не известно. Мне доводилось слышать версии, что цзин — это гормоны, семенная жидкость, продукт митохондрий в клетках; было еще предположение, что это ион кальция (он участвует в нервной деятельности, позволяя мышцам сокращаться). Но это лишь предположения, и даже если они верны, это лишь часть полной картины, и пока очень далеки от реального положения дел. Поэтому все, на что мы можем опираться в понимании этих концепций, это наш эмпирический опыт и опыт древних мастеров врачевания Китая.

Виды цзин

Цзин в медицине это то, что формирует тело и является основой его существования. Она формируется из двух главных видов цзин: прежденебесная цзин (先天之精, xiāntiānzhījīng) и посленебесная цзин (后天之精, hòutiānzhījīng).

Прежденебесная цзин наследуется нами от наших родителей, при слиянии половых клеток родителей. Так же ее называют «изначальная Цзин» (元精, yuánjīng). Эта цзин является самой чистой и самой высококонцентрированной в нашем теле. Получая ее при рождении, человек расходует ее на протяжении жизни. Когда она заканчивается, человек умирает. Однако одной только изначальной цзин не достаточно для продуктивной и долгой жизни, и поэтому есть еще один источник получения цзин – посленебесная цзин. Ее человек получает из пищи и воды в течении жизни, и основной расход сил идет именно за ее счет. Еще ее называют «Цзин злаков и воды», где под злаками обычно понимают всю пищу.

Эти два вида цзин взаимно поддерживают и дополняют друг друга, и если в одной из них существует недостаток, то в теле проявляются симптомы недостачи цзин в целом.

В течении жизни прежденебесная цзин хранится большей частью в почках и частично в других органах. Посленебесная получается посредством переваривания и усвоения пищи организмом. Затем посленебесная цзин смешивается с прежденебесной, пополняя ее.

Помимо этого, цзин также делят на репродуктивную цзин (生殖之精, shēngzhízhījīng) и цзин органов (脏腑之精, zàngfǔzhījīng). Репродуктивная цзин используется для размножения, при этом цзин сгущается и образует мужское семя у мужчин и яйцеклетки у женщин. Таким образом, цзин покидает организм у мужчин при семяизвержении, а у женщин при месячных. Цзин органов питает органы, позволяя им выполнять свои функции, и преобразуется собственно в ци органов.

Функции цзин

  • Размножение жизни (繁衍生命, fányǎn shēngmìng). Оно осуществляется при помощи репродуктивной цзин сочетанием женских и мужских половых клеток.
  • Питание (濡养, rúyǎng). Цзин питает и увлажняет органы, тем самым позволяя им поддерживать нормальное функционирование.
  • Превращение в кровь (化血, huàxuè). Цзин может превращаться в кровь, являясь одним из источников образования жидкости кровью. Если есть недостаток в цзин, то появляется симптом «пустоты крови».
  • Превращение в Ци (化气, huàqì). Цзин может превращаться в ци. Прежденебесная цзин может превращаться в прежденебесную ци, а посленебесная цзин – в посленебесную ци. Совместно с вдыхаемым воздухом они образуют ци тела.
  • Превращение в Шэнь (化神, huàshén). Цзин является материальной основой для шэнь. Только при сконцентрированном цзин возможна цельность шэнь. При полном же истощении цзин, шэнь рассеивается.

Что такое ци

Ци — это такая цзин, которая прошла процесс очищения. Ее отличительной особенностью от цзин является то, что в то время как цзин является материальной основой функционирования органов, ци выполняет функции регулирования и контроля за физиологической деятельностью органов. Если цзин — это «база», то ци — это «движущая сила».

Движущая сила Ци

Как уже писалось выше, есть несколько источников ци. Изначальная ци (元气18, yuánqì) образуется из прежденебесной цзин, а «ци злаков и воды» образуется из посленебесной цзин и воздуха (эту ци ещё называют 宗气, zōngqì). Все виды ци вместе называют „человеческая ци“ (人气, rénqì).

Ци в медицине так же обладает свойствами превращения и движения (о которых уже упомянуто выше). При нарушении функций движения ци в теле человека могут возникать проблемы.

Нарушения движения ци бывают нескольких видов:

  • Затрудненное движение ци (气机不畅, qìjī bùchàng);
  • Остановка движения ци в части тела (气滞, qìzhì);
  • Чрезмерное поднятие ци или недостаточное её опускание (气逆, qìnì);
  • Чрезмерное опускание ци или недостаточное её поднятие (气陷, qìxiàn)
  • Чрезмерный выход ци наружу и неспособность сохранения её внутри тела (气脱, qìtuō);
  • Невозможность выхода ци наружу и её застой внутри тела (气闭, qìbì).

Другими словами, по одному нарушению на каждое направление движения ци, плюс два, связанных с затруднением самого процесса движения.

Основные превращения ци кратко описаны в «Трактате Желтого Императора»:

«Вкус дается Ци, форма берется из Ци; Ци рождается из Цзин, Цзин берется из процесса превращения ; Цзин питается Ци, форма питается вкусом; превращение рождает Цзин, Ци рождает форму... Цзин превращается в Ци.»

Функции ци

Ци имеет ключевое значение для человеческого тела, выполняя важнейший функции по поддержанию жизнедеятельности организма. «Трактат о трудностях" говорит: «Ци — это основа человека».

Ци обладает «янскими», стимулирующими функциями, и «иньскими», контролирующими функциями. Янским функциями ци называют:

  1. Стимуляцию процесса развития организма и репродуктивных функций;
  2. Стимуляцию физиологической функции системы каналов-цзинло (经络, jīngluò);
  3. Стимуляцию процесса создания, перемещения и распределения цзин, крови и жидкостей организма (津液, jīnyè);
  4. Стимуляцию и возбуждение нервной системы организма.

Иньские функции связаны со сдерживанием и контролем:

  1. Замедление и сдерживание развития организма;
  2. Замедления и успокаивание процессов в органах;
  3. Замедление и сдерживание процессов формирования, перемещения и распределения цзин, крови и жидкостей организма;
  4. Замедление и успокаивание нервной деятельности организма.

Для тех, кто знаком с концепцией даньтянь (丹田, dāntián), которая довольно популярна на западе и так же как и цзин и ци является поводом для различных спекуляций, можно сказать, что ци концентрируется в области груди, а цзин в области живота. Проекцией центра нижнего даньтянь обычно называют точку цихай (气海, qìhǎi), расположенную чуть ниже пупка.

В этой статье я не преследовал цели дать исчерпывающий обзор по теме ци и цзин, скорее была цель дать общее представление о том, что же на самом деле имели ввиду древние китайские мудрецы и врачеватели, когда употребляли эти понятия; показать, что ци и цзин — это не «энергия», а вполне материальная субстанция. Это помогает взглянуть на древние практики цигун и ТКМ под совершенно новым углом. Конечно, в каком-то смысле ци — это и «мистическая сила», но лишь в том плане, что мы не знаем окончательно, что такое наша Вселенная и как она устроена.

================================================================

Статья опубликована с разрешения автора, Ильи Кручинина. Источник: Magazeta.com

Поделиться:
  • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
  • Facebook
  • Twitter
  • В закладки Google
  • Одноклассники
Вверх
Цзин и ци: 8 комментариев
  1. На фоне упомянутого «околоэзотерического бреда» — это вполне живо , сжато , неплохо адаптировано для широкого круга читателей и , тем не менее, не примитивно. Автору — спасибо! Мне это было интересно.

      • Да, собственно, это и было целью комментария ). Кроме того, здравые проблески материализма в объяснениях чего-либо мне понятны и близки, и эта статья , как нельзя лучше, легла на мои представления ( естественно, дилетантские) по этому вопросу в целом, и
        даже и о Книге перемен. Довольно давно ей пользуюсь (увлекаюсь), в своем увлечении ей дошла до трактата Ю.Шуцкого, на коем несколько «споткнулась». Что не удивительно — докторская диссертация (по любому вопросу) и не должна быть понятна широкому кругу читателей. Статьи же, подобные данной, весьма полезны для того понимания сути вещей, без которого невозможно обойтись, сталкиваясь с другой культурой. Тем более со столь древней культурой, как китайская.

        • Согласен, Наталья!
          Жаль, что только не так много людей ее читают из посетителей.

          • Илья, м.б, просто не все из тех, кто читает, оставляют комментарии — сама обычно без них обхожусь. Вчера вот вдруг захотелось). Если у Вас есть еще что-то в этом роде, с интересом бы ознакомилась, например, с концепцием даньтянь. Только не отсылайте меня к переводам китайских авторов — интересно Ваше видение ( при его наличии). И еще раз спасибо! — в любом случае.

          • Хех… Даньтянь замечательная тема. Но никто не хочет ее раскрывать вне очных уроков.
            Стандартные ответы лекго найти в интернете….
            Спрошу у Ильи. Возмоно он возметься.

  2. Уважаемый Илья, может ли иглоукалывание восполнять изначальную цзин и ци?

    • Владимир, изначальная Цзинци не восполняется. Ее можно только сберегать (экономить). Увы…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *